Поиск по блогу

вторник, 19 апреля 2011 г.

Крестить

Креще́ние (греч. βάπτιση — «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле. - Википедия


Как известно, в христианских странах младенцев принято крестить. В этот акт вложено многих разных смыслов (а я вам тут ни разу не богослов), но прежде всего - это символ принятия человеком христианства, как религии, и вхождение его в христианскую общину. Некоторых крестят сразу после рождения, некоторые (в основном люди, рожденные в СССР) проходят обряд сознательно, уже взрослыми людьми. До сих пор, я знал об этом только в теории, т.к. когда крестили меня самого, был я еще совсем маленьким (к слову сказать, крестили меня тайно, ибо в СССР людям некоторых профессий и социальных положений крещение детей было заказано по идеологическим причинам). 

А тут меня пригласили родственники жены на крестины их новорожденного чада. Я вообще-то церковные ритуалы не люблю, но тут надо было свозить туда будущую крестную мать, да и самому мне стало интересно: ведь со мной тоже это когда-то произошло. Ну мы и поехали. 

А свет надо сказать был не ближний даже по московским меркам - 2 часа езды, это если без пробок. Географические названия, и названия храмов приводить не буду, незачем, но поверьте на слово - дело было неблизко.

Долго ли, коротко ли, а прибыли мы в местную церковь с младенцем родителями и будущими крестными назначенному заранее нам времени, сиречь к 11:00 утра. В церкви по случаю Вербного воскресенья было столпотворение: верующие шли нескончаемой толпой, и хотя служба должна была уже закончиться, конца и краю им не было. Подождав назначенного часа мы заслали в храм родителей, кандидата в христиане, с целью узнать, когда чего и как. Ждите, сказали, не видите сколько народу? О'кей, ждем. Через полчаса мама ребенка пришла с глазами на выкате, и сказала, что какая-то тетка из местных служителей, со злобным лицом, сообщила нам, что мы можем идти вдоль забора с нашим ребенком, поп де устал, и вообще приходите в другой день. Спокойно, сказал я, идите и во всем разберитесь, прежде чем панику пороть. Они сходили, и пришли в полном ахуе. Езжайте в соседнюю деревню, сказали они, там может народу поменьше, а мы устали. О как... Устали они значит... Ладно.

Когда мы набились в машину, все были слегка подавлены, а я просто зол. Нифига себе расклад? Записывались за месяц, за день приходили, проверяли все ли в порядке, будущая крестная мать прохерачила 2000 км аж в Москву, а они  - устали. Машина неслась по херовой асфальтовой дороге, люди сидевшие сзади дипрессовали, младенец спал, а я тихо зверел. Так что к моменту прибытия на место, мое настроение было весьма далеко от смирения и всепрощения. 

В этой деревне, служба кончилась. и народ стремительно расходился. Рванули, сказал я отцу ребенка, пока местные тоже не устали, и не разбежались. И мы с ним рванули. 

Церковь, в которую мы прибыли, была старой, гораздо старше предыдущей, и гораздо красивее. Впрочем приняли нас сначала ворчливо: че, блин, приперлись без записи? Однако, услышав нашу историю, подивились, и сказали: крестить немедленно! И тут же начали организовывать процесс, то-есть разгонять тусующихся вокруг крестильного стола верующих, все нам объяснять, в том числе и мне, так-как я должен был снимать процесс на фото. Я тщательно слушал все указания, только кивал, лишь спросил, можно ли мне пользоваться вспышкой, храм все-таки. Можно, сказали мне, делай как мы велели, и все будет отлично, а об остальном не волнуйся, мы тут не первый день.  Дальше все пошло как по нотам, были закуплены свечи в надлежащем количестве и еще кое-какие артефакты, младенец раздет и упакован в одеялку, участники ритуала встали, где должно. Рядом со мной что-то бубнила о крещении какая-то бабушка, но я ее не слышал, потому что появился святой отец... в ушах за пульсировало знакомое до боли Вебберовское вступление...  и голос Мюррея Хеда запел:
My mind is clearer now.
At last all too well I can see where we all soon will be.
If you strip away the myth from the man,
You will see where we all soon will be.
Jesus!!.. 

меня просто остановило на месте, потому, что святой отец выглядел примерно так:


Ого, подумал я, прям как брат родной его родной... ничего себе... Обряд шел, свечи горели, лики смотрели на нас с досок, а мне чудились греческие руины, танцующие длинноволосые люди, голоса Иена Гилана, Мюррея Хеда, Ивонны Элиман, Барри Деннена и Майка Д'Або... Да еще иногда хор вступал:

Look at all my trials and tribulations
Sinking in a gentle pool of wine.
Don't disturb me now, I can see the answers
Till this evening is this morning life is fine.
 
Always hoped that I'd be an apostle.
Knew that I could make it if I tried.
Then when we retire, we can write the Gospels,
So they'll all talk about us when we've died
.

Когда мы вышли, светило солнце, дул ветерок, а мы были радостны, каждый по своему. Родители ребенка были рады, что все получилось, крестный отец - что все закончилось, и закончилось хорошо, я был рад тому, что увидел. Еще один христианин, пришедший в мир, спал. Лишь кто-то в машине повторял: что не случается - все к лучшему.

6 комментариев:

Long Face комментирует...

Вечная проблема. Идея прекрасна - исполнители говно.
За что собвтвенно и получает свои порции ненависти РПЦ.

Nathaniel Frost комментирует...

О, об этом я могу говорить часами, а если напишу статью, то ее придется убирать под кат. На самом деле, это вообще свойство людей: все делать через жопу. Говорят, какой поп такой, и приход, но верно и обратное утверждение: "какой приход, такой и поп". Христианство должно было изменить человечество к лучшему, а вышло, что человечество научилось оправдывать христианством любое.

Sinant комментирует...

Тут, братцы, я тоже могу говорить преизрядно, поскольку имел продолжительный опыт работы внутри прихода.

Множество недоразумений происходят из-за того, что люди, раз в год приходящие в храм (это в лучшем случае, а в худшем - два раза в жизни: при собственном крещении и отпевании) ожидают увидеть там сообщество святых. Но там же не общество здоровых, но собрание больных, пришедших за исцелением (я говорю о болезни в духовном плане). Кто-то свои недуги видит и пытается с ними бороться, а кто-то не видит и из последних вырастают злобные бабульки.

А вообще, если желать увидеть что-то близкое к Православию, то надо подальше бежать от шумных городских храмов, от мест скопления паломников и ехать в тихие неизвестные сельские храмы, где народ попроще и гораздо добрее.

Nathaniel Frost комментирует...

Интересная точка зрения. Насчет сообщества духовно больных. Мне такая здравая мысль в голову не приходила, ну то-есть мысль о больных приходила конечно, но скорее в плоскости не духовно, но душевно больных (сиречь психов). А идея, ведь, верная.

Но церковь наша тоже, того... не фа-фа... Все эти ролексы, имущественные скандалы, суды, мерседесы, взимание платы за различные услуги (к слову, с нас ничего не взяли, в отличие от некоторых моих знакомых, кроме того минимума который нам пришлось купить не за дорого). Все эти яростные попытки прорваться во власть. На фоне елейных старух с восковыми лицами, мамаш, рычащих на своих малолетних детей с оскалом фанатичек, коммунистов со свечками.

Иисуса Христа распяли не римляне, а фарисеи и книжники. Через две тысячи лет христиане сами стали фарисеями и книжниками. Fail.

А насчет "подальше бежать от шумных городских храмов, от мест скопления паломников и ехать в тихие неизвестные сельские храмы, где народ попроще" - это уже было. Аж с Петра I бегаем по пустыням в поисках покоя и мира для души.
Только от людей не убежать.

Sinant комментирует...

Согласен. Христианство - это прежде всего следование Духу, а не Букве. С чем у многих проблемы. Изрядную часть прихожан, при небольшом напряжении фантазии, я так и вижу кричащими: "Распни Его, распни!".

А насчет мерседесов и ролексов... Иерархи, как московские, так и региональные по своей должности общаются в весьма состоятельных кругах. И там важно, на чем человек приехал - на Оке или на Порше. Скажем, нашему Казанскому Владыке иномарочку подарили. И он, как глава, и должен являться в представительном виде во всякие органы власти. Для, скажем, несколько большего внимания к его просьбам.

Могу припомнить Иоанна Златоуста, который будучи архиепископом Константинопольским вел крайне аскетический образ жизни. И кормил приходящих к нему своей же пищей - водой, да жиденькой кашкой. Ох как на него обижались за такие вещи, ох как обижались. И в итоге, погубили его в ссылке. Но на то он и святой, чтобы быть неуязвимым к мирским привязанностям. Насчет привязанностей, кстати, дивен эпизод из Лунгинского "Острова", где им оказался подвержен, в сущности, отличный батюшка.

Я не оправдываю этих вещей, но тот, кто настроен против Церкви, не изменит своего мнения, если там все оденутся во власяницу. Это всё штампы и тараканах в головах. Никто ведь не говорит, что заодно с ролексами есть отстроенные детские сады, гимназии с православным образованием, восстановленные храмы по всей России. Есть во всяком приходе воскресные школы с разнообразными кружками, за которые не надо платить, есть православные детские лагеря, куда опять же почти бесплатно могут поехать дети, и родители не будут бояться, что ихнее чадо там научат курить и пить. Есть много положительного и Кирилл делает много для развития всего. Да, для продвижения всех этих проектов необходимо движение во власть и сотрудничество с нею. Но разве это плохо? Патриарх отвечает за всех своих прихожан и за мирное их сосуществование с нынешней властью. Поэтому он не может и не должен идти на конфликты с ней и отторжения от нее. Этого момента, кстати так и не поняли некоторые люди из Зарубежной Церкви, объявив сотрудничество Патриарха Сергия с зарождающейся советской властью отступничеством. Но он, благодаря этому, сохранил Церковь в России.

Уф, что-то я с пятого на десятое уже пошел. Короче, недостатков куча. Люди образованные и мыслящие это видят. Но заодно с этим они должны видеть и то, что правильные прихожане там не ради Патриарха, не ради хорошего отношения к себе там от бабушек, не ради священников, а ради Христа, незримое присутствие Которого, я верю, сохранилось в Православии куда как более ощутимо, чем в католичестве или протестантизме. А мерседесы, ролексы и злобные бабульки, это, по сути, не более чем фильтр от случайных людей. Глубина скрыта от поверхностного взгляда.

Люди остаются людьми и в храмах. И процент нездоровых там может быть больше, чем где-либо. Но и там ведь не здравница, а лечебница.

P.S. Поясню свое отношение к Церкви. Я человек православного мировоззрения, но далек от Православия по своему образу жизни. Поэтому всякую критику приму спокойно.

Nathaniel Frost комментирует...

"Уф, что-то я с пятого на десятое уже пошел." - да тема-то широченная и бездонная. И каждый аспект тянет если ни на диссертацию, то на большую статью.

"Никто ведь не говорит, что заодно с ролексами есть отстроенные детские сады, гимназии с православным образованием, восстановленные храмы по всей России. Есть во всяком приходе воскресные школы с разнообразными кружками, за которые не надо платить, есть православные детские лагеря, куда опять же почти бесплатно могут поехать дети, и родители не будут бояться, что ихнее чадо там научат курить и пить. Есть много положительного и Кирилл делает много для развития всего. Да, для продвижения всех этих проектов необходимо движение во власть и сотрудничество с нею." - у нас светское многогациональное и многоконфессиональное государство. Согласно конституции. Сотрудничать с властью и лезть во власть - это разные вещи. Вот взять те же пресловутые кураевские уроки православия в школах? Или суды со склифом, с музеями. Никто не говорит, что церковь должна нищенствовать, но то что она должна служить примером морали и законности - это факт. А факт, как говорил Волланд, это самая упрямая в мире вещь. Не может себе церковь позволить даже тени на своей репутации. Никак.

Просто между жидкой кашкой и смертью в ссылке, с последующей канонизацией, многие выбирают ролекс и мерседес, исключительно для поднятия авторитета церкви. Джироламо Саванаролу на почве дискуссии о роскоши в церкви еще 15 веке повесили, а потом сожгли, и тысячи их.